top of page

БЕЛЬГИЙСКИЙ ПРОРЫВ КОНЦА XIX ВЕКА: 'ГРУППА ДВАДЦАТИ', ДЖЕЙМС ЭНСОР И КОРОЛЬ ЛЕОПОЛЬД II

Обновлено: 24 дек. 2020 г.

SOCIÉTÉ DES VINGT


'Общество Двадцати' или кратко Les XX - группа, объединившая ведущих современных бельгийских художников, на протяжении десяти лет с 1884 по 1893 год организовывала самые авангардные художественные события в Европе, а также выпускала художественный журнал L'Art Moderne, давший название новому стилю в искусстве. На свои выставки члены группы приглашали самых передовых художников современности и мы уже рассказывали трагикомическую историю, связанную с картинами Винсента Ван Гога и несостоявшейся дуэлью Анри де Тулуз-Лотрека на выставке группы 1890 года. В период деятельности группы Брюссель превратился в мировой центр современного искусства и члены группы, в первую очередь, Джеймс Энсор, получили мировое признание.



ЗНАКОМЬТЕСЬ, ДЖЕЙМС ЭНСОР


Центральная фигура бельгийской живописи последнего десятилетия XIX века, один из основателей 'Общества Двадцати' и художник, без влияния которого невозможно себе представить крупнейшие тенденции в живописи XX века, тяготевшие к символизму, экспрессионизму и сюрреализму.




Назовём его вслед за Сезанном затворником из Остенде - в этом прибрежном бельгийском городке Джеймс родился и вырос, учился рисовать и практически не покидал свой город до конца жизни.


О раннем творчестве Энсора говорят как о синтезе импрессионистических приемов и символистского мышления, приведших к появлению самобытного, индивидуального, радикального и очень уверенного стиля.



‘Мне жаль художников с установившейся манерой, приговоренных к монотонной работе по заданным образцам, они лишены возможности развития, им не известны радости открытия’ - напишет создатель ‘Автопортрета в шляпе с цветами’- то ли участник маскарада, то ли травести, то ли актер, то ли просто шутник - и все эти маски так похожи на Энсора.



Яркие свежие краски, взятые у импрессионизма, всё больше сливаются с таинственными, даже зловещими сюжетами в картинах эксцентричного интроверта: скелеты в буржуазных интерьерах, Христос, въезжающий на осле в Брюссель в 1889 году, балаганная сценка, больше всего напоминающая танцы со Смертью, куклы, маски, хаос… Как тут не вспомнить великих предшественников Босха, Брейгеля или Гойю, современников Редона или Мунка, последователей, прежде всего, Эмиля Нольде или нашего современника также бельгийца Люка Тюйманса.



Северное море и его вечно меняющийся цвет, метаморфозы, происходящие с предметами в ослепляющих лучах солнца и отблесках на воде, родительская лавка, где продавались маски, куклы и всякая всячина, красочные карнавалы, ежегодно проходящие на улицах Остенде - художник всё впитывал и стимулировал своё воображение, а также тонко чувствовал дух своего времени, где в страшном танце сливались смерть и коммерция на берегах бельгийского Конго, где в европейских столицах взрывались бомбы анархистов, где грядущий век виделся концом времён…



КЛЕОПОЛЬД И ОБРАТНАЯ СТОРОНА БЕЛЬГИЙСКОЙ МЕДАЛИ


Молодым бельгийским королевством в конце XIX века правил король Леопольд II, прозванный Клеопольдом из-за его романтических чувств к французской красавице танцовщице Клео де Мерод. Король был одним из самых богатых людей в Европе - ему принадлежали 100% акций Комитета изучения верховьев Конго. Называя вещи своими именами, он стал частным колонизатором африканского континента и бесперебойные поставки каучука и слоновой кости в период мировой индустриализации и расцвета дизайна принесли ему лично сказочные прибыли. На эти деньги король строил парижское метро, перестраивал на свой вкус бельгийские города, увлекался автомобилями и изысканными кушаньями. Комитет, конечно же, был призван решать самые гуманитарные на свете задачи исключительно ради блага местного населения, но в действительности бизнес Леопольда II за 23 года унес жизни 10 миллионов человек в Конго и был признан одним из самых страшных геноцидов в истории колониализма.


* Если наша статья оказалась для вас полезной, то не забудьте поставить ♥️ и поделиться ей с друзьями. Благодарим!

25 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Коментарі


Функцію коментування вимкнено.
bottom of page