top of page
  • join

XXYZ АРТ-ГИД. ПО СЛЕДАМ КЛИМТА

Добро пожаловать в Вену, друзья! В ту самую ‘музицирующую Вену’, где в 1890-е гг. уже вовсю звучали вальсы Штрауса и высшее общество развлекало себя светскими выходами и праздничными балами, в ту самую ‘традиционную Вену’, которая как тогда, так и сейчас неизменно попивает свой воскресный ‘Меланж’ в сопровождении легендарного ‘Захера’ и неспешно обменивается новостями за столиком одной из старинных венских кофеен, в ту самую ‘имперскую Вену’ Габсбургов, которая живёт по законам аристократии и уважает высокий стиль в искусстве, архитектуре и моде, и, наконец, в ту самую ‘авангардную Вену’, в которой под занавес XIX столетия группа молодых и амбициозных творцов во главе с любимым всеми нами Густавом Климтом пошла наперекор пресловутым традициям и устроила громкий ‘Secession’ (то есть ‘отделение’ или ‘выход’), спровоцировав настоящую революцию во всех видах искусства - причём сделала это спонтанно, всё также попивая свой кофе за столиком одной из знаменитых венских кофеен…

И сегодня мы отправляемся на поиски творений Густава Климта и других революционеров искусства, дизайна и архитектуры начала XX столетия...




SECESSION

Friedrichstraße 12


Здание Венского Сецессиона, построенное Йозефом Ольбрихом - вне всяких сомнений первый пункт нашего путешествия! Здесь вы найдёте и революционный дух нового искусства, и неповторимую эстетику венского Югендштиля, и, конечно, кульминационное творение Густава Климта - ‘Бетховенский Фриз’! Но обо всём по порядку...


Итак, 1897 год. Собравшись в модном в то время кафе ‘Гринстайдл’, группа талантливых художников, дизайнеров и архитекторов, в числе которых были: Густав Климт, Коломан Мозер, Йозеф Хоффман, Йозеф Ольбрих, не задумываясь о возможных трудностях и последствиях, а поддавшись присущему молодости авантюрному духу, учреждают оппозиционное официальному искусству художественное объединение ’Secession’ - название, которое впоследствии прикрепится и к новому стилю, изобретенному нашими героями! Они желают творить ‘искусство без границ’, они жаждут свободы и тотального обновления, они мечтают создать нечто мощное, удивительное и доселе невиданное - что-то всеобъемлющее, что соединило бы в единый художественный образ не только изобразительное искусство, дизайн, скульптуру и архитектуру, но также музыку, литературу, театр и даже моду!


Ну что ж, начало положено, а что же дальше? Как любой новой семье нужен свой дом, так и новому искусству нужна его обитель! И они строят Храм! На роль зодчего ‘Храма искусств’ избирается Йозеф Ольбрих. Виртуозный архитектор-новатор берётся за дело и создаёт совершенно революционное произведение архитектурного искусства, которое, надо признаться, изрядно шокирует консервативного зрителя в момент своего появления! Помимо того, что авангардное здание действительно строится по принципам базиликальной архитектуры, дерзкий архитектор еще и венчает его куполом из золотых лавровых листьев, таким образом объединяя в ‘Cвятилище нового искусства’ идеи христианской культуры с античной символикой. Большего кощунства венские традиционалисты и вообразить себе не могли! Здание тут же обвинили в оскорблении всех норм общественного вкуса и морали и насмешливо прозвали ‘Золотой капустой’ - в общем так его называют и по сей день, правда, хочется верить, что уже любя!


А вот дизайнерское решение фасада разрабатывал никто иной, как сам Густав Климт! И что же мы видим? Золотые ветви и растительный орнамент, напоминающий нам о тех самых лавровых листьях, символизирующих триумф и прославление искусства еще с античных времён, 3 маски - весёлую, грустную и задумчивую, защищающие искусство, архитектуру и скульптуру, притаившиеся прямо за ними, и надпись 'Ver Sacrum' (Весна Священная), отсылающую нас к одноименному артистическому изданию, созданному творцами объединения для пропаганды нового искусства, литературы и музыки.

Ну и, конечно, куда же без девиза, который гласит:


‘Каждому времени своё искусство,

каждому искусству свою свободу!’


И как бы ни было сильно сопротивление противников, 'Венский Сецессион' становится истинным 'Храмом искусств', который без устали демонстрирует творения авангардистов 1900-х, который всегда рад гостям, будь-то: Роден, Мунк или Макинтош, и в котором в 1902 г. Густав Климт создаст свой знаменитый ‘Бетховенский фриз’, ставший символом слияния всех видов искусств, о котором так мечтали наши герои…





KUNSTHISTORISCHES MUSEUM

Maria-Theresien-Platz


Продолжая путешествие по следам Климта, нельзя обойти вниманием наш любимый венский музей истории искусств, в котором можно не только насладиться отборной живописью старых мастеров, но и увидеть ранние росписи Густава Климта с аллегориями разных периодов истории искусства, ставшие кульминацией знаменитой парадной лестницы! Так что, в следующий визит не пробегайте мимо!




BURGTHEATER

Universitätsring 2


Сходили в музей, теперь можно и в театр! И здесь мы рекомендуем посетить хоть и не столь популярный, как 'Венская Опера', но тоже впечатляющий 'Бургтеатр' и найти там прекрасные панно всё того же Густава Климта - теперь уже на тему истории театра с непременным оммажем Шекспиру!





KLIMT VILLA

Feldmühlgasse 11


Именно в этом атмосферном доме с чудесным садом Климт работал в поздний период своей творческой жизни с 1911 по 1918 гг. Совсем недавно вилла была полностью отреставрирована, а внутри по старым фотографиям воссоздан оригинальный антураж студии, в которой так плодотворно работал Густав Климт. Помимо интерьеров в постоянную экспозицию виллы входит выставка ‘Утраченный Климт’ - увлекательное исследование печально известных погибших работ Климта, которые важно помнить всем истинным почитателям его творчества!




CAFE MUSEUM

Operngasse 7



Какая же Вена без старинной кофейни? И тут у нас для вас абсолютный ‘the must’ - легендарное ‘Музейное кафе’, открытое в 1899 г. и стильно оформленное Адольфом Лоосом, которое стало истинным артистическим центром в начале XX века. Тут встречались актёры, композиторы и самые революционные творцы своего времени, включая Густава Климта, Эгона Шиле и Отто Вагнера.

Обязательно загляните сюда на чашечку вкуснейшего ‘Меланж,’ чтобы прочувствовать ‘гений места’ и ощутить богемную атмосферу декадентской эпохи и артистическую ауру последующего за ней XX века.


Мечтайте о путешествиях, претворяйте их в жизнь и не забывайте, что еще больше секретных мест, связанных с Густавом Климтом, Михаилом Врубелем, Эдвардом Мунком, Анри де Тулуз-Лотреком и другими героями La Belle Epoque мы выдаём в нашем информативном и очень эстетском XXYZ Assistant. Ар Нуво - вот, где прячется вдохновение!

48 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page