top of page

КАРЛ БЛОССФЕЛЬД - ФОТОХУДОЖНИК В НАУЧНОЙ СРЕДЕ.

Обновлено: 18 февр. 2021 г.

Он был фотограф-самоучка, чье творчество не предназначалось для широкой публики, однако через 30 лет оно почти случайно свело мир с ума. О нем говорили ‘чудак’, который ‘намеревался сделать фарфор, но случайно создал золото своей левой рукой’. Фарфор в данном случае - это фотография, а золото - книга его работ, опубликованная в 1928 году, превратившая буквально за ночь Карла Блоссфельда в мировую знаменитость.

Карл всегда интересовался искусством, несмотря на то, что родился в весьма заурядной семье. Он увлекался рисованием и музыкой, и в особенности набирающей популярность фотографией. После школы, он прошел стажировку в качестве подмастерья в чугунолетей-ном цеху в Мегдешпрунге, где обучался лепке и моделированию. Талант молодого человека был замечен и он получает стипендию на изучение искусства в Берлине под патронажем профессора Морица Мойера. В то время профессора искали новые пути обучения искусству и многие из них обращались к истокам - к природе, ведь именно она стала основным источником вдохновения для живописи, моды, архитектуры и предметного дизайна на рубеже веков. В 1890 году профессор Майер собирает группу студентов для стажировки в Италии. Основная цель поездки - сбор ботанических экземпляров - материала для его будущего учебника. В группу вошли шесть графических дизайнеров и лепщик - Карл Блоссфельд.

Он провел в Италии более 6 лет. Процесс лепки хрупких, быстро увядающих экземпляров растений оказался весьма непродуктивным и Карл решает обратиться к своему хобби - фотографии, чтобы запечатлеть их. В отличие от популярных в то время Пикториалистов, Карл преследовал иные цели в твоём творчестве, он хотел не приукрашивать природу, а показать ее во всей естественной красоте. К тому же снимки должны были быть максимально детальными, ведь они предназначались для учебника. Однако его художественное образование и тонкость восприятия природы помогли ему не просто документировать природу, а создать нечто большее, чем просто учебный материал.


‘Если я дам кому-то лесной хвощ, у него не возникнет никаких сложностей сделать его макрофоторафию - любой может это сделать. Однако действительно запечатлеть этот плющ, разглядывая его, замечая и открывая для себя его уникальные формы - это то, на что способны лишь немногие.’ (с) Карл Блоссфельд


Он со всей страстью изучает растения, их особенности и находит способ делать максимально детализированные снимки сконструировав собственную камеру (!), которая была способна делать фотографии с 3х, 15ти, 30ти и даже 45ти кратным увеличением. Он бережно помещал каждый экземпляр в специальную коробку, направлял на него рассеивающий свет, который комплиментировал дневной. В результате на пленке, словно на 3D изображении, были видны мельчайшие элементы растений - рисунок листа, переплетение стеблей, тонкие лепестки соцветий. Фон - максимально нейтральный - выгодно оттенял формы растений, которые выглядели весьма необычно. При первом взгляде сложно с точностью сказать, что на этих фотографиях. Кто-то видит в них ажурное кружево, кто-то художественную ковку или архитектурные элементы, а у кого-то возникают ассоциации с фантастической вселенной. Сам того не осознавая, Блоссфельд создал уникальное произведение искусства, идеально демонстрирующее суть течения Ар Нуво. Простота и красота - в формах, скрытых вокруг нас, то есть в природе.


‘Мои ботанические документы призваны способствовать восстановлению связи с природой. Они должны пробудить чувство силы природы, указать на изобилие ее форм и вдохновить зрителя самому наблюдать за окружающим растительным миром.’ (с) Карл Блоссфельд


По возвращении из Италии, Карл занимает должность преподавателя лепки и рисования в Королевской Академии Художеств, идеальное место работы, где он переплетает свою любовь к ботанике с искусством. Он с большим удовольствием использует свои работы в качестве иллюстрационного материала учебной программы, а также во время частных лекций в Музее Коммерческого Искусства. Большое количество художников, в том числе и такие звезды Югендштиля, как Август Энгель и Герман Обрист были вдохновлены работами Блоссфельда и использовали его флоральные мотивы в своих творениях. Хобби перерастает в страсть и в течение последующих 30 лет Блоссфельд набирает внушительный ‘гербарий’ из более чем 6000 фотографий.


В 1920х годах Карл Ниредорф, основатель Берлинской Галереи Искусств, случайно столкнулся с работами Блоссфельда и был ими просто поражен. Первая выставка фотографа была организована в его галерее в 1926 году. Учитывая, что до этого момента работы Блоссфельда не были известны широкой публике, реакция критиков была более чем лестной - от позитивной до эйфории! Но это было всего лишь начало, потому что самый главный ‘взрыв эмоций’ произошел после выпуска книги ‘Unformed der Kunst’ (‘Архетипы в искусстве’). Это событие было словно ‘раскат грома’ - писали журналисты, ‘книга была на прилавках всех книжных магазинов страны, а человек, которого многие считали дружелюбным образцом вымершего вида - и которого некоторые с радостью выгнали бы из Академии, чтобы освободить две огромные студии - этот человек проснулся знаменитым!’ Мировое признание не заставило себя ждать, книга переиздавалась на английском и французском языках и разлетелась по всему миру. Издатели выстраивались в очередь.


Простота и эстетика работ Блоссфельда поражает. Глядя на его работы, невозможно представить, что они были созданы на рубеже веков фотографом-самоучкой с помощью самодельной камеры. Они стали символом модерна, но также современны и концептуальны для нашего поколения как и 100 лет назад. Имя Карла Блоссфельда было по праву вписано в ряды выдающихся фотографов ХХ века, и многие звезды, такие как Имоджен Каннингем, Ирвинг Пенн, Роберт Мэпплторп и Кэнро Идзу вдохновлялись его творчеством при создании своих шедевров.




45 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page