top of page
  • join

ОСКАР УАЙЛЬД И ОБРИ БЁРДСЛИ. ЛЕГЕНДА О САЛОМЕЕ

Обновлено: 3 нояб. 2020 г.

Всё началось в 1893 г... Когда непревзойдённый мастер слова и уже прославленный на тот момент творец культового образа Дориана Грея - Оскар Уайльд выпускает в свет очередную и определенно самую эпатажную свою пьесу ‘Саломея’, страстно мечтая о том, что в ней сыграет ни кто иной, как ‘Божественная Сара’ (Сара Бернар), которая по твёрдому убеждению обожающего её автора была просто создана для этой роли. Вот почему оригинальная версия пьесы была написана именно на французском языке. Однако история сложилась иначе…



Намеченная театральная премьера пьесы в Лондоне была отменена! Официальная причина отмены - законодательный запрет на постановки с религиозным содержанием. Но по существу викторианской морали просто слишком претило откровенное вольнодумие её автора и его излишнее влияние на умы современников, которое после издания ‘Портрета Дориана Грея’ итак, к слову, слегка зашкаливало.

По натуре обидчивый Оскар Уайльд принял этот факт за личное оскорбление и даже в отместку грозился принять французское гражданство и тем самым мстительно лишить родную Англию её литературного гения! Но в итоге вышел из ситуации другим путём...


Амбициозному писателю и его предприимчивому издателю Джону Лейну пришла в голову действительно сенсационная мысль! Они задумали создать роскошное иллюстрированное издание пьесы - теперь уже на английском языке, которое должно было по их идее произвести не менее оглушительный эффект, чем самая громкая и провокационная театральная постановка. Собственно, так по факту и случилось...


Таким образом и родился один из самых экстравагантных и интригующих творческих тандемов своей эпохи - остроумного гения слова Оскара Уайльда и саркастичного гения линии Обри Бёрдсли, утвердивших истинный дуэт литературы и искусства, квитэссенцией которого, как раз, и явилась мрачная и чарующая ‘Саломея’, убедительно и наглядно отразившая декадентские настроения конца XIX столетия.

И случилось это следующим образом...

‘Я поцеловала твой рот Иоканаан’

Провокационный рисунок Обри Бёрдсли именно с таким названием, появившийся в авангардном журнале ‘The Studio’ в 1893 г. вскоре после выхода в свет пьесы ‘Саломея,’ сразу же привлёк к себе внимание в артистических кругах Лондона и весьма красноречиво подсказал Оскару Уайльду и его издателю Джону Лейну самую подходящую кандидатуру на роль иллюстратора к задуманному ими роскошному изданию.

Вот таким дерзким способом предложив свои услуги, Обри Бёрдсли берётся за работу над иллюстрациями к ‘Саломее’ и, спустя год, демонстрирует серию совершенно сенсационных рисунков, изрядно удививших даже его заказчиков...

Прежде всего их обескуражил тот факт, что Бёрдсли создал не 'зеркальные' иллюстрации к тексту Оскара Уайльда, а скорее авторские вариации на тему, в которых присутствуют как ключевые сцены из пьесы, так и собственные весьма изощрённые фантазии художника, решившего несколько обогатить сюжетную линию и добавить ей пикантности и остроты...



И это стало второй проблемой! Тут уже не столько Оскар Уайльд, но в большей степени его издатель был шокирован тёмным юмором и гротескным характером некоторых образов, а также изобилием весьма смелых эротических вкраплений, виртуозно вплетённых в орнамент саркастичным художником.

То была замысловатая игра в кошки-мышки между дотошным редактором, который буквально под лупой рассматривал каждый рисунок в поисках спрятанных скабрёзностей, и настырным художником, придумывавшим всё более ‘сложные шифры,’ чтобы скрыть их от въедливого взгляда редактора.

Стоит ли говорить, что художник всегда оставался победителем в этой интригующей игре!



Тем не менее уникальная чёрно-белая эстетика, мистическое настроение и гипнотическая, пленяющая и очень откровенная манера Бёрдсли настолько соответствовали эпатажному духу произведения Оскара Уайльда, что на все вольности художника всё же закрыли глаза и издание увидело свет в 1894 г., вызвав настоящий шок у лондонской публики и наградив скандальной славой и ошеломительным успехом своих авторов!



Стоит добавить, что страстная мечта Оскара Уайльда в итоге тоже сбылась, однако, он сам уже этого увидеть не смог…

Театральный мир всё же имел счастье лицезреть великую Сару Бернар в роли роковой танцовщицы Саломеи. Правда, случилось это лишь в 1896 г. и только в Париже. И по злой иронии судьбы, тогда уже осуждённому и отбывающему двухлетний срок Оскару Уайльду, к сожалению, не пришлось аплодировать его любимой актрисе в этой роли и разделить успех своей пьесы, символически наложившей столь мрачный отпечаток и на его собственную судьбу.

77 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page