top of page

ВЗЛЁТ ГЕНИЯ ИГОРЯ СТРАВИНСКОГО В 'РУССКИХ СЕЗОНАХ'.



...Стравинский — истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного...

Д. Шостакович



Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе.

И. Стравинский






Успех оперных сезонов и триумф первых балетов подтолкнули Сергея Дягилева к идее совместить новую балетную хореографию с новой русской музыкой и вот в Париж приезжает Игорь Стравинский, самобытный и оригинальный композитор, ищущий новые пути в музыке.



В доме, где рос Стравинский, музыка звучала постоянно - его отец был оперным певцом, а мама пианисткой и концертмейстером мужа. Поступив на юридический факультет Петербургского университета, Стравинский начал заниматься с Николаем Римским-Корсаковым и сблизился с Дягилевым и художниками 'Мира искусства'. В Петербурге он начинает сочинять свою музыку, а Дягилев, уже оставивший мечту стать композитором и уловивший талант Стравинского в его первых произведениях, приглашает Игоря в Париж.



После восточной вакханалии балетов 'Клеопатра' и 'Шехеразада' вдохновленная русскими сказками эффектная и фантазийная ‘Жар-птица’ - дебют музыки Стравинского в дягилевской антрепризе - была горячо воспринята публикой и молодой композитор сразу же стал звездой модных парижских салонов. Его ‘музыка…горит, пылает, бросает искрами’! Окрыленный признанием маэстро тут же садится за новый балет.


Уже на следующий год из звуков масленичных гуляний, криков зазывал и балаганных мелодий появится его ‘Петрушка’. Александр Бенуа возьмётся за либретто к уже сочиненной музыке, а Вацлав Нижинский вновь проявит свой гений, полностью перевоплотившись в кукольного героя. Вот ‘пример того, что можно, терзая слух, ласкать душу’! И вновь благосклонная к новаторам парижская публика рукоплещет самобытному русскому таланту, а он уже готов приступить к своему самому грандиозному замыслу.




Третий балет Стравинского станет даже для искушенной публики шоком. ‘Я покинул зал после первых тактов вступления, которые сразу вызвали смех и издевательства. Выкрики, сначала единичные, слились потом в общий гул. Несогласные с ними протестовали, и очень скоро шум стал таким, что нельзя было уже ничего разобрать. Я должен был держать Нижинского за платье; он был до того взбешен, что готов был ринуться на сцену и устроить скандал.’ Ритм ‘Весны священной’ до сих пор оказывает магическое воздействие по обе стороны сцены: и танцовщики, и зрители оказываются вовлеченными в архаичный мистический ритуал, ставший точкой невозврата для музыки и танца ХХ века.



Я был рожден не вовремя. По темпераменту и склонностям мне надлежало, как и Баху, хотя и иного масштаба, жить в безвестности и регулярно творить для установленной службы и Бога. Я устоял в мире, в котором был рожден, я выжил несмотря на торгашества издателей... музыкальные фестивали, рекламу...

И. Стравинский

132 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page