top of page

ДАМЫ И ГОСПОДА, СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ!

'Дягилев, этот делец, бизнесмен для глаз непосвященных, для нас, близких и хорошо его изучивших, обладает своеобразным даром создавать ‘романтическую атмосферу работы’, и всякая работа у него носит прелесть рискованной авантюры'. Александр Бенуа


Вне всяких сомнений, фундаментом всего здания 'Русских Балетов' был великий и ужасный Дягилев - его обожали и проклинали, икали его расположения и со скандалом рвали с ним все отношения, любили до последнего вздоха и судились до последней копейки. Но именно эта гора с обворожительной улыбкой и вкрадчивым голосом держала на себе это авантюрное, провокационное и невероятно влиятельное предприятие - 'Русские балеты'.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЯГИЛЕВА В РОССИИ ДО 1907 ГОДА


'Всю мою жизнь, начиная с 16 лет, я делал все наперекор всем. Все меня считают пролазой, развратником, коммерсантом, словом, черт знает чем, я знаю все это, как пять пальцев, и все-таки с тем же бриллиантовым видом вхожу в Дворянское собрание.' Сергей Дягилев.


Провинциальное детство Дягилева было наполнено творческой атмосферой дворянской семьи, где музыка, литература и театр играли важнейшую роль. Позже он везде будет воссоздавать вокруг себя эту домашнюю обстановку, где личное и деловое будут бесконечно переплетаться, рождая шедевры и трагедии, где его преданные слуга Василий и няня Дуня играли не менее важную роль, чем интеллектуал Бенуа или гений Стравинский.



Юный Дягилев обожал музыку, прекрасно в ней разбирался, великолепно играл на фортепиано и сам сочинял. Закончив петербургский университет, он увлечется коллекционированием искусства и организует первую в российской столице выставку английских и немецких акварелистов, где окажутся несколько работ Джеймса Уистлера! Уже в этом первом проекте он проявит себя как великолепный организатор - выставка из 250 работ была подготовлена в рекордные сроки и широко освещена в прессе (одну из рецензий написал он сам😊)



К 25 годам Дягилев представлял собой образ подлинного эстета, модного денди, реформатора искусства и, конечно, авантюриста. Одной из его ранних авантюр была встреча с самим Оскаром Уайльдом с целью выкупить у лондонских коллекционеров работы рано умершего гения модерна Обри Бёрдсли.





К 1907 году у Дягилева великолепное портфолио: знаменитый художественный журнал ‘Мир искусства’ и ряд выставок, связанных с журналом, впечатляющая ‘Выставка русских и финляндских художников’, короткая и скандально окончившаяся госслужба, на которой он издал самый роскошный ‘Ежегодник императорских театров’, до сих пор считающийся вехой в истории российского книгопечатания и принесший маленькое удовольствие самому Николаю II, монография, открывшая современной публике художника екатерининских времен Дмитрия Левицкого, за которую Дягилев получил награду в научных кругах и как следствие интереса Дягилева к живописи 18 века - грандиозная выставка русских портретов в Таврическом дворце, представившая 200 лет развития русской живописи и ставшая триумфом Дягилева в России.


ПЕРВЫЕ ПАРИЖСКИЕ ГАСТРОЛИ


‘Коли ехать, так ехать! - кричал воробей, когда кошка его тащила по лестнице’ - самый остроумный ответ, который получил Дягилев от Николая Римского-Корсакова в ответ на уговоры поехать в Париж для участия в первой концертной программе.


Ближе к концу первого десятилетия ХХ века Дягилев переносит своей центр деятельности за границу и первым громким событием становится организованная им грандиозная выставка российского искусства в Париже. 12 выставочных залов на Осеннем салоне 1906 года представили самой авторитетной европейской публике 750 работ российских художников: русские иконы, академическую живопись, а также современное и авангардное искусство России. Отдельный зал Михаила Врубеля был оценен самыми передовыми парижскими критиками и художниками - остались свидетельства, что Пабло Пикассо провёл в нём несколько часов!



В своем роде этой выставкой Дягилев прорубил окно в Европу для российского искусства, впервые в таком масштабе познакомив мировой культурный центр с нашими достижениями. Выставка оказалось столь удачной, что отправилась на гастроли в Германию и доехала до Венецианской биеннале.


Но Дягилев прекрасно осознавал, что такой прорыв возможно сделать только один раз - слишком искушенная парижская публика требовала каждый год чего-то нового и уникального. Прекрасно разбираясь в музыке и будучи лично знакомым с композиторами, музыкантами и певцами Дягилев задумывает на следующий год замахнуться на цикл концертов российской музыки в Гранд Опера, который войдёт в историю как ‘Исторические русские концерты’!



16 мая 1907 года на главную парижскую сцену вышел Фёдор Шаляпин. В ложе Дягилева сидел Рихард Штраус, среди самой эстетской публики - великие князья Романовы и русский посол во Франции. Шаляпина провожали овациями. На первых русских концертах Николай Римский-Корсаков дирижировал, Сергей Рахманинов сыграл свой Первый фортепианный концерт, Александр Скрябин работал над новой симфонической поэмой.



В следующем 1908 году главным событием новых русских сезонов стала опера ‘Борис Годунов’, выдержавшая пять представлений в Гранд Опера. Готовясь к постановке, Дягилев отправил Ивана Билибина за аутентичными народными костюмами на север России, а вместе с Александром Бенуа обходил лавочки и блошиные рынки Петербурга, в итоге создав вместе в художниками 'Мира искусства' эклектичный и экзотичный славянский мир на сцене Парижа.



'Я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармёр, в-третьих - большой нахал, в-четвертых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов и, в-пятых, кажется бездарность; впрочем, если хочешь, я кажется нашёл моё настоящее значение - меценатство. Все данные кроме денег - но это придёт.' Сергей Дягилев

36 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page