top of page
  • join

ДЖЕЙМС УИСТЛЕР И 'ПАВЛИНЬЯ КОМНАТА'

Обновлено: 16 окт. 2020 г.



'ART AND MONEY. THE STORY OF THE ROOM'


Начало было положено именно здесь - в этой самой комнате… В комнате, дизайн которой стал иконическим для всей последующей эстетики зародившегося в Англии стиля модерн… в комнате, невероятная история создания которой отражает сам дух декадентской эпохи рубежа XIX-XX вв. - бунтарский, провокационный и отстаивающий свободу и самоценность искусства как такового,… в комнате, которая, казалось бы, в отместку за непризнание своего гениального автора - эпатажного денди Джеймса Уистлера уплыла в итоге из родного Лондона за океан, где и обрела свой новый гостеприимный дом!



Эта история началась за 14 лет до описываемого нами периода - в 1876 г, когда некий судоходный магнат - Фредерик Лейланд задумал редекорировать свой дом. Он был известен в артистических кругах как страстный поклонник искусства прерафаэлитов, а также как собиратель китайского фарфора. Именно под это драгоценное собрание он и заказывает оформление столовой лондонскому архитектору Томасу Джекиллу, в котором он желал увидеть симбиоз английского стиля с восточными мотивами.

Архитектор со всей ответственностью подошел к делу, декорировав комнату старинными обоями XVI в. с изображением красных геральдических роз династии Тюдоров, исполнив сводчатые потолки в средневековом духе и сконструировав стеллажи из орехового дерева специально для экспозиции фарфора. А колористическим ядром декоративной концепции должен был стать портрет кисти нашего героя - Джеймса Уистлера - под оригинальным названием ‘Розовое и серебряное. Принцесса из страны фарфора’ как раз, и добавлявший восточный акцент в дизайнерское решение столовой.



Декоративное оформление комнаты было почти закончено, когда архитектор по роковому стечению обстоятельств внезапно заболел… И тогда предприимчивый Джеймс Уистлер предложил заказчику закончить начатое. По договоренности с Лейландом Уистлер должен был исполнить небольшую роспись карнизов и задекорировать красные розы стен золотистым цветом, который, по его мнению, больше гармонировал с колоритом его картины. Итак, заказчик со спокойной душой уехал из Лондона по делам, оставив художника в одиночестве расписывать комнату. Но что-то пошло не так...


Как вспоминал сам Уистлер, это было что-то вроде наваждения… Начав расписывать комнату золотым орнаментом, он будто бы впал в экстатическое состояние и просто не мог остановиться! Он писал и писал, пока не добился абсолютной гармонии синего и золотого! В итоге сине-зеленым цветом были закрашены все поверхности старинных обоев и золотистый экзотический орнамент рассыпался повсюду: на карнизах, стеллажах и даже на потолке, а на огромных деревянных ставнях окон возникли роскошные павлины - экстравагантные амбассадоры японского стиля, с таким изяществом и вдохновением привнесенного в интерьер художником.


Однако не все смогли оценить творческий порыв Уистлера… Сказать, что заказчик был обескуражен улучшениями художника - значит, сказать очень мало! Это был настоящий скандал! Уистлер и Лейланд разругались в пух и прах и, конечно, судоходный магнат, особенно опечаленный утратой коллекционных обоев, отказался в итоге платить за эту безумную павлинью роспись. И тогда известный своими хулиганскими выходками художник отомстил богачу самым оригинальным образом… В отсутствии хозяина он тайно пробрался в комнату и расписал последнюю свободную стену драматичной композицией дерущихся павлинов, будто бы покрытых чешуёй из золотых монет, и поставил подпись: ’Art and money. The story of the room’, после чего был изгнан заказчиком из созданной им драгоценной шкатулки навсегда!



Но история на том не закончилась… Магический эффект этого дизайнерского чуда последовал незамедлительно. Первоначальный архитектор многострадальной комнаты Томас Джекилл был в буквальном смысле сражен творением Уистлера - причем до такой степени, что несколько дней спустя его обнаружили в своем доме обнаженным, прикрытым лишь листом сусального золота и бормочущим что-то о павлинах. Оправиться от удара он так и не смог…

Сам же художник еще не раз подпакостил репутации своего горе-заказчика! Пару лет спустя, Уистлер был вынужден объявить себя банкротом в том числе не без стараний своего самого крупного кредитора и бывшего заказчика Фредерика Лейланда. Но и тут художник-бунтарь не остался в долгу… Когда душеприказчики пришли, чтобы отобрать его дом, они обнаружили там масштабную карикатуру с изображением безобразного павлина, сидящего верхом на доме Уистлера и барабанящего на пианино (последнее фото в ленте).

Весь Лондон прекрасно понял намёк!



А для того, чтобы сомнений совсем не осталось, художник впоследствии описал всю эту фееричную историю в своих ироничных мемуарах ‘Изящное искусство наживать себе врагов’

Ну а сама волшебная шкатулка Уистлера, получившая название ‘Павлинья комната,’ оставалась на своём месте до самой смерти Фредерика Лейланда и продолжала поражать воображение самых ярких звезд европейской художественной арены 1880 - 90-х гг., вызвав повальный бум на экстравагантную стилистику шинуазри в целом и образы экзотических павлинов в частности, после чего была в полном составе продана американскому коллекционеру Чарльзу Фриру в 1904 г. и теперь ждёт своих посетителей в галерее искусств Фрира в Вашингтоне!



‘Я сделал вас знаменитым! Моя работа продолжит жить, когда вас забудут. Однако, по случайности, в последующие десятилетия вас будут помнить как владельца Павлиньей комнаты’ - именно эти слова по легенде бросил Уистлер в ответ на обвинения своего заказчика Фредерика Лейланда... Ну что сказать, в отсутствии прозорливости его не упрекнёшь!

148 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page