top of page
  • join

ПАРИЖ. ДВА АРХИТЕКТОРА АР-НУВО. ГЕКТОР ГИМАР И ЖУЛЬ ЛАВИРОТТ


ГЕКТОР ГИМАР И 'СТИЛЬ МЕТРО'


Если вы соберетесь отправиться в Париж в поисках характерных мотивов и завораживающей атмосферы французского Ар Нуво, то несомненно самым первым, что попадётся на вашем пути будут оригинальные входы в парижское метро, как этакие волшебные порталы, приглашающие перенестись на 120 лет назад и попасть в самый разгар 'Прекрасной эпохи'.


Это проект уникального мастера, изобретателя и истинного творца стиля  - выдающегося архитектора искусства (как он сам себя называл) Гектора Гимара.

А история их создания такова…

В ожидании массового наплыва иностранных гостей по случаю легендарной 'Всемирной Выставки' в Париже 1900-го года, консервативно настроенная администрация французской столицы решается на абсолютно радикальный для неё шаг и задумывает оснастить не так давно модернизированный Париж еще и таким смелым новшеством, как метрополитен. Однако сразу же было решено, что в отличие от ситуации в соседнем Лондоне, парижское метро не должно нести исключительно утилитарную функцию, а просто обязано, отдавая дань традициям, получить художественное осмысление и стать настоящим украшением города, призванным восхищать его гостей. Но, разумеется, всё пошло не совсем так, как ожидалось...


Волей случая главным дизайнером проекта был назначен молодой, талантливый и очень импульсивный архитектор Гектор Гимар, который, к слову, уже успел как впечатлить, так и шокировать Париж своим первым авторским творением - знаменитым 'Замком Беранже'.


Включив фантазию на полную мощность, Гектор Гимар с энтузиазмом берётся за работу и придумывает 5 невероятных в своём образном выражении и абсолютно новаторских с технической точки зрения павильонов для оформления входов в метро. Исполненные из стекла и метала, выкрашенного в цвет жухлой травы, и украшенные фантастическими элементами, такими как: ажурные козырьки, напоминающие крылья дракона, гипнотические фонари - гранатовые бутоны на длинных стеблях и оригинальные вывески с авторским, специально разработанным под этот проект шрифтом в сочетании с текучими и причудливо сплетающимися мотивами кованых решеток, вызвали по первости почти такой же шквал эмоций и отрицания у горожан, что и строительство Эйфелевой башни десятилетием ранее...



Что только не вменяли новорождённым чудо-павильонам Гимара - ‘германский цвет’, ‘анти-парижский стиль’ и, что самое забавное, ‘абсолютно нечитабельный и противоречащий французскому вкусу шрифт’, не говоря уже о пугающем сплетении метала и органических мотивов, изрядно возмутивших извечных хранителей классических традиций. И лишь немногие прогрессивно мыслящие персонажи своей эпохи (среди которых, к нашему счастью, был и главный заказчик этих самых павильонов) усмотрели в оригинальных творениях Гектора Гимара не только задатки истинного гения и творца, но и идеи, предвосхитившие философию архитектуры и искусства всего XX столетия. К слову, спустя десятилетия одним из самых восторженных почитателей уникального ‘стиля Гимар’ стал не кто иной, как великий и ужасный Сальвадор Дали.


И, как это всегда бывает, сегодня мы не можем уже себе представить Париж без этих чудесных напоминаний о 'Прекрасной эпохе' и самых ярких образцах уникального органического ’Стиля Гимар’, который впоследствии разросся и расцвёл на многочисленных фасадах и в интерьерах его потрясающих архитектурных шедевров. Но особенно изысканное впечатление 'Стиль Гимар' производит в дизайне его главной жемчужины - волшебном Hotel Mezzara, который, к слову, возможно в скором времени станет музеем его создателя и откроет двери для первых посетителей!



ЖУЛЬ ЛАВИРОТТ И

'ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА'

Прогуливаясь по улочкам 7 округа Парижа вблизи Эйфелевой башни, вы можете совершенно случайно наткнуться на одно удивительное здание, которое вы точно не пройдёте мимо… Его заросший дикой порослью фасад и оригинальный - будто бы кишащий ползучей живностью портал, несомненно привлекут внимание, зазывая погрузиться в свой фантастический мир.

Это архитектурное откровение, тайком затесавшееся среди однообразных строений парижского Avenue Rapp - истинная жемчужина Ар Нуво, которая в год своего рождения (1901) завоевала приз за самый неординарный фасад в городе и по традиции вызвала настоящий шквал разнообразных эмоций и провокационных интерпретаций.


Доходный дом Lavirotte - совместное творение ещё одного эксцентричного архитектора Ар Нуво - Жуля Лавиротта и талантливого скульптора Александра Биго, богато нарядившего необычный фасад в его полихромное керамическое одеяние и щедро украсившего его совершенно немыслимым скульптурным декором.

Именно из-за насыщенного, совершенно фантазийного и во многом эпатажного декоративного убранства фасада и интерьеров этот дом называли застывшей скульптурой или воплощением символизма в камне.



Дом Lavirotte - будто живой организм, в котором всё дышит, шевелится, ползает, переплетается, шепчет и шуршит, завораживая забредшего прохожего этой нескончаемой игрой - метаморфозой и интригуя его воображение тайным шифром декоративных мотивов.



Каждый в нем увидит нечто своё… Тогда как воображение одних будоражит лишь обильно населяющий дом членистоногий и чешуйчатый бестиарий, другие стремятся прочитать скрытый смысл, улавливая эротический подтекст в откровенно извилистых линиях декора и силуэтах портала, а также идеи греха и соблазна в женской маске над ним (для которой, говорят, позировала жена самого архитектора), и находя множество красноречивых мотивов по всему фасаду в подтверждение своих догадок.



Ну а самым рьяным сторонником этой теории вновь стал всё тот же Сальвадор Дали, который метко окрестил сам дом первым образцом ‘истерической скульптуры’, а его фасад - истинным воплощением ‘продолжающегося эротического экстаза’.



119 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comentários


Os comentários foram desativados.
bottom of page