top of page

БУДЬТЕ СВОБОДНЫ, ЖЕНЩИНЫ МИРА!


Итак… Париж и его женщины стремительно меняются. Модные дома спешат создать новые коллекции, вдохновляясь эстетикой Русских Сезонов. У первого модного новатора ХХ века - Поля Пуаре - наступает период грандиозного профессионального расцвета. Он совершает революцию не только в моде, но и в отношении к ней, а главное, изобретает новый язык, на котором говорит с публикой!


Прошедший школу модных домов Дусе и Уорта, Пуаре приобрел огромный опыт, однако, ужасно скучал. Его идеи были гораздо радикальнее и смелее, он хотел показать женщинам мечту, освободить из социальных рамок! Буквально перед ‘штурмом’ Парижа русскими, Пуаре меняет модный силуэт, наконец, отказываясь от вычурного корсета и громоздкого нижнего белья и предлагает женщинам простые модели с завышенной линией талии. ‘Платья 1811’ или ‘Платья Директории’ произвели настоящий фурор. Прилегающая к телу роскошная ткань элегантно ниспадала на пол, подчеркивая силуэт своей обладательницы. ‘Вы только подумайте, - кричали газетчики - под этими платьями мы видим их фигуры!’.

Критика только подстегнула кутюрье! В 1908 г Пуаре нанимает молодого художника-иллюстратора Поля Ирибе для создания первого в истории каталога модной коллекции. Каталог ‘Платья Поля Пуаре глазами Поля Ирибе’ был истинным произведением искусства! Напечатанный на бумаге высочайшего качества, он вышел лимитированным тиражом, всего 250 копий, каждая из которых была подписана лично кутюрье. Все иллюстрации были нарисованы вручную в набирающей популярность технике Pochoir, которая в скором времени захватит все мировые модные издания. Каталог - дань уважения великим дамам мира - был бесплатно разослан известным представительницам прекрасного пола, включая королеву Британии (которая, кстати, со скандалом его вернула, посчитав дизайн слишком радикальным).

Ирибе также придумывает для кутюрье уникальный логотип его модного дома, стилизованный в виде розы. Пуаре будет повсеместно его использовать, как в своих моделях, так и в мотивах текстиля, выпускаемого его дочерним предприятием 'Atelier Martine'. И конечно, в качестве вдохновения для названия своего парфюмерного дома 'Розина'.


Постановка ‘Шехеразады’ произвела эффект разорвавшейся бомбы, окутав Париж дымом ориентализма! И вот, Поль Пуаре создает новую, откровенную, пышущую цветом коллекцию, ключевой темой которой стал ‘Стиль Султан’: шаровары, чалмы, роскошные платья-туники из расшитого вельвета и шелка. Хотя Пуаре яро отвергал влияние творчества Бакста, несомненно его красочные костюмы сыграли свою роль в создании коллекции кутюрье.

В поддержку своей радикальной коллекции, Пуаре издает свой второй модный каталог, на этот раз сотрудничая с другим выдающимся иллюстратором Жоржем Лепапом. Сделанный в той же технике Pochoir, каталог вышел тиражом 1000 экземпляров, 300 из которых были напечатаны на бумаге высочайшего качества и лично подписаны кутюрье. Каталог разошелся со скоростью света и стал отправной точкой бума модной иллюстрации в таких журнала как Vogue, Harper’s Bazaar и Gazette du bon ton.


Однако на этом революция не закончилась! В этом же году расцветает важнейшее направление стремительно развивающегося нового искусства - фотографии! Уже известный нам пикториалист - Эдвард Стейхен - делает свои первые съемки для модных журналов, дав мощный старт развитию Fashion фотографии. Стейхен переосмысливает каталог Лепапа в черно-белых тонах и мне безумно интересно сравнить настроение, передаваемое каждым. Лепап приглашает зрителя в красочный и интимный мир,селенный модными красотками, с легкостью входящими и выходящими из кадра. Они романтичны и соблазнительны, мы чувствуем их настроение и эмоци, наполняющие их. Однако детали одежды при этом не так заметны. Стейхен же напротив приглашает зрителя в тусклое пространство, атмосфера едва распознаваема, но женщины, напротив! Они - центр внимания! Они загадочны, но естественны, они уже не играют в игры, а буквально заполняют собой пространство. Любуясь своим отражением в зеркале, они излучают уверенность, заставляя зрителя скользить глазами по их телу и рассматривать детали одежды. Это манифест! Два абсолютно разных, но очень мощных видения коллекции! Интересно, правда?


‘Я не занимаюсь коммерцией, - говорил Поль Пуаре - дамы приходят ко мне за созданием о

браза, как они идут к выдающемуся художнику, чтобы он написал их портреты на холсте. Я художник, а не портниха.’


В июне 1911г Пуаре устраивает в своём особняке грандиозный бал-маскарад ’1002-ая ночь’. Изысканные приглашения, разосланные более чем 300 гостям обещали путешествие в сказочную Персию, ради которого они должны были облачиться в восточные костюмы. На входе гостей встречали лакеи во фраках, пропускавшие далеко не каждого. Тех, кто по рассеянности забыл про дресс-код, отправляли облачаться в наряды из коллекции Пуаре.

‘Гости, прошедшие отбор, допускались во второй салон, где их ждал полуобнаженный негр, задрапированный в бухарские шелка, с факелом в одной руке и ятаганом -в другой. Он собирал их в небольшие группы и подводил ко мне’ -пишет Пуаре в своих мемуарах. Сам он предстал в образе Султана, в украшенном драгоценностями белом шелковом тюрбане, сидя на зелено-золотом троне, с хлыстом с рукояткой из слоновой кости в руках. Его жена Дениз, облаченная в шаровары и широкую юбку-тунику, встречала гостей в огромной золотой клетке с узорными решетками, окруженная одалисками из гарема, распевавшими персидские мелодии.

‘В следущей комнате, куда вели две широкие двери, была устроена горка из разноцветных подушек, гладких, либо вышитых. На подушках, поджав ноги, сидел великий трагик де Макс, - вспоминает Пуаре - На нем было просторное одеяние из черного шелка и длинное жемчужное ожерелье, несколько раз обернутое вокруг шеи. Он сказал мне, что одна знакомая американка одолжила ему драгоценности на этот вечер общей стоимостью 3 млн долларов’


В какой-то момент Пуаре торжественно открыл клетку и тут же его супруга стремительно вырвалась на свободу и затерялась в толпе! Вечер был в полном разгаре, открылись буфеты с сотнями цветных кувшинов, наполненных напитками, гадалка с зубами инкрустированными бриллиантами, предсказывала судьбу, звучала восточная музыка и до утра не заканчивались задуманные Пуаре аттракционы!

Вечер запомнился надолго! 'Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почтенные супруги политиков готовы бросить все и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды' - кричали газеты. Бал стал блестящей рекламной кампанией коллекции Пуаре, с этого вечера гаремные шаровары и тюрбаны прочно вошли в гардероб парижанок!


41 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page