top of page

‘СИМВОЛИСТСКИЙ’ СЛОВАРЬ МАКИНТОША

Обновлено: 30 мар. 2021 г.

Архитектор, дизайнер, художник и истинный шотландец!

С самого детства Чарльза Макинтоша окружала гармония противоположностей. Отец - важная фигура в полиции Глазго, родившийся в шотландском высокогорье - истинный Горец, мать - душевная, мягкая женщина Шотландских равнин, хранительница домашнего очага. Крепкая семья из 11 детей, обожающих свои родителей, проводила много времени вместе: в саду, где отец активно привлекал детей к своему хобби - садоводству и в многочисленных поездках по Шотландии. Последние были особенно ценны для Чарльза, они давали ему физическую и духовную силу.


Макинтош изучал и зарисовывал различные, неожиданные, природные формы: узор, возникший на срезе кочана капусты, или рыбий глаз под микроскопом. Позднее он пытался выразить настроение, чаще всего меланхолическое, какого-либо стихотворного или прозаического фрагмента абстрактным сочетанием изогнутых линий. Он стремился создать свой уникальный ‘Символистский Словарь’ с целью связать зрителя со своей работой как функционально, так и духовно. По его мнению этого можно было достичь только за счет целостного подхода к архитектуре и дизайну, который включал надлежащее использование символизма и тщательное уравновешивание противоположностей: современность с традициями, мужское с женским, светлое с темным, чувственное с целомудренным. Два его самых любимых образа: роза - символ любви, источник жизни и голубка - символ мира и спокойствия. Помимо Символизма Макинтош очень вдохновлялся японским искусством - его тонкостью, минималистичностью и функционализмом. Ему была близка мысль о том, что архитектура должна быть спокойна и органична.


За свою карьеру Макинтош создал несколько уникальнейших проектов. Каждый из них отличался особым сочетанием современного дизайна с историческим контекстом, аскетичной монументальности и чувственности, богатства декора со сдержанностью форм. Сегодня мы начнем свой рассказ с Tea Rooms.


Самым щедрым клиентом и постоянным покровителем Макинтоша была Кэтрин Крэнстон - владелица чайных заведений (Tea Rooms) по всему Глазго. Уникальное место, где могли собираться люди разных классов, встречаться с друзьями и наслаждаться безалкогольными напитками в разных залах одного комплекса играло важную роль в культурной и экономической жизни Глазго. Первым заказом Макинтоша стало декорирование стены в дамской чайной комнате, обеденном зале и галереи для курильщиков. Он выполнил этот проект в виде удлинённых женских фигур, стоящих парами друг с другом в окружении роз. Затем в чайной на Argyle Street он создал свой первый стул с высокой спинкой и серповидным отверстием в овальном подголовнике - ассоциация с летящей птицей, изображения которой присутствовали такж она стенах заведения. Когда посетители собирались за столиками, их не было видно - высокая спинка создавала иллюзию уединения в шумном зале - снова гений Макинтоша в гармонии противоположностей.


Пиком в работе над чайными комнатами стал проект Willow Tea Rooms. Здесь Чарльз вместе с женой Маргарет создали буквально все - от мебели до униформы официанток. Тон дизайну заведения задало его расположение на узкой улице Sauchiehall — старой шотландской ‘Ивовой аллее’. Примечательно то, что значительно позже, после смерти метра в подвалах Willow Tea Rooms были найдены интерьеры, сходные по цветовой насыщенности с оп-артом: там была ярко-желтая мебель, фиолетовые подушки и завораживающие решетки, покрывающие стены. ‘Он создавал дизайн в стиле Ар-деко задолго до появления Ар-деко, — комментирует Элисон Браун, куратор одной из выставок, посвященной Макинтошу, — Он использовал синий цвет Ива Кляйна еще до рождения Ива Кляйна’.


23 мая 2014 г. в центре Глазго произошел пожар, который не унёс ни одной жизни, но стал настоящей национальной трагедией Шотландии. Загорелось одно из самых важных творений Чарльза Макинтоша - Школа изящных искусств. Когда обрушился потолок библиотеки, похоронив под собой не только редкое собрание книг по истории искусства, но и ее уникальнейший интерьер, корреспондент BBC разрыдался в прямом эфире.



Glasgow School of Art - самый выдающийся и амбициозный проект Макинтоша, где он сумел воплотить идею тотального дизайна в жизнь. Здание стало единым целым как снаружи так и изнутри. Фасад - гармония традиций и современности, а также шкатулка символичных образов, любимый из которых (первый в карусели) - ‘древо жизни’, превращающееся в женское лицо и бутоны роз - разные стороны творческой индивидуальности мастера. Главный герой - свет, проникающий через витражные окна, контрастирующий с тёмным деревом интерьера, которое украшено вставками-вспышками красного, зелёного и белого - сочетание академической трезвости и современной геометрической интенсивности.


Возрождение интереса к творчеству Макинтошей произошло в 1968 г на Венецианском кинофестивале, где был показан документальный фильм Мюррея Григора ‘Паломничество в Глазго’. Среди зрителей был Бруно дель Приоре, итальянский студент-архитектор, сделавший превосходные рисунки стульев Макинтоша. В последствии он устроил выставку своих работ, что привело к соглашению итальянской компании Cassina со Школой Искусств Глазго на воспроизведение классические образцы мебели Макинтоша. Стулья стали модными, а творчество шотландского гения вновь обрело международную известность. По его рисункам стали производиться предметы дизайна и текстиля.



В 1996 г, через 70 лет после смерти Макинтоша, был реализован их совместный проект с Маргарет - House for an Art Lover.

Оригинальные чертежи они представили в 1901 г на конкурсе немецкого дизайнерского журнала, однако те были дисквалифицированы. И вот сегодня их проект живет полной жизнью, демонстрируя идеальный творческий союз архитектуры и дизайна! Мы верим, что будет следующая глава - Школа Искусств ‘возродится из пепла’ и будущие поколения заново откроют для себя шотландского гения!

47 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comentarios


Los comentarios se han desactivado.
bottom of page