top of page
  • join

ОДА ЛЮБВИ БАЛЕТНОМУ ИСКУССТВУ И НЕМНОГО ИСТОРИИ...


В ЧЕМ ВОЛШЕБСТВО БАЛЕТНОГО ИСКУССТВА?


Помню, как я в первый раз в своей жизни попала на балет… Мне было лет 9 или 10 и, конечно, это было вечное и прекрасное ‘Лебединое озеро’.

Сразу признаюсь, что не помню, кто танцевал, не помню, какой эффект на меня тогда произвела великая музыка Чайковского, не помню декораций и даже самого театра, но знаю точно, что помню…

Если я закрою глаза, то в моём воображении тут же возникнет ажурный образ в серебристых тонах и какое-то ощущение невероятного чуда, рождающегося на моих глазах…

Изумительное ощущение, окутавшее меня тогда и тончайшим фатиновым шлейфом протянувшееся сквозь года…



Так, как же рождается это чудо?

И почему классический балет, несмотря на все радикальные метаморфозы ушедшего века, не теряет своего одухотворяющего воздействия и по сей день?

🩰Начнём с очевидного…


Как однажды озвучил любимый поэт ‘Классический балет есть замок красоты’

Балет в своём самом лучшем воплощении творит идеальную, доведённую до высшего абсолюта красоту и учит тонкому восприятию мира!



Когда даришь себе шанс всей душой проникнуть в гипнотически-хрустальный мир балета, когда видишь, как человеческое тело на твоих глазах отбрасывает земное и, вопреки законам разума, взмывает и парит над сценой, когда медитативно всматриваешься, как хрупкие силуэты складываются в калейдоскоп магических узоров - мне кажется, в такие мгновения ты и сам очищаешься и немного возвышаешься над самим собой…

🩰


Отсюда следующая мысль…

Балет - это вымышленный мир, в котором царят благородство и чистота!

И, хотя стоит только, украдкой, заглянуть за кулису, как ты поймёшь, насколько иллюзорна эта мысль, и тем не менее… Именно здесь, именно сейчас на этой сцене тебе открывается кристальный мир! И в это мгновение ты тоже его часть!



И, наконец, балет до предела обостряет весь спектр чувственных ощущений...

Ты вдохновляешься прекрасной музыкой, ты наблюдаешь, как эта музыка чудесным образом рождает кружево поз, линий, жестов, ты растворяешься в красочной феерии костюмов и декораций и всё это в гармоничном слиянии сотворяет в итоге дивную сказку!

🩰

И вот однажды возник волшебник, задумавший показать эту сказку Парижу, а затем и всему миру…




КАКИМ БЫЛ БАЛЕТ ДО ПРИШЕСТВИЯ ДЯГИЛЕВА?


Как вы, верно, знаете первые несмелые шаги и первые громкие триумфы балет проживает во Франции!

Не будем заглядывать в пышную придворную жизнь времён солнечного Людовика XIV, когда балет совершил свой первый прорыв, а перепорхнём сразу в чуть более близкий нашей истории XIX век, когда балет расцвёл бурным цветом и начал планомерно расширять свои границы!

🩰


Итак, 1832 г. - в Париже премьера воздушной ‘Сильфиды’ c легендарной Марией Тальони в главной партии. С этого момента начинается эра романтического балета во Франции, утвердившего все свои главные атрибуты - начиная от пуант, пачек, фуэте, завершая характером музыкального сопровождения и общей структуры балетной постановки.

На протяжении последующих 15 лет Париж был триумфатором балетного искусства и главным поставщиком звёзд-гастролёров к российскому двору, вызывая непреодолимое желание и на нашей почве сотворить нечто такое же великое!



🩰После высокого пика всегда следует спуск… Так и французский балет, пережив свои звёздные года, во второй половине XIX в. будто бы выдыхается и впадает в депрессию…



И вот тут, как раз, и возникает наш шанс перенять эстафету…

В 1847 г. в Санкт-Петербург приезжает не принятый Францией танцовщик Мариус Петипа… И, спустя 40 лет, становится одним из самых авторитетных хореографов в мире классического балета, на которого теперь ровняется и сам Париж! ‘Баядерка’, ‘Спящая красавица’, ‘Лебединое озеро’, ‘Щелкунчик’ - постановки большой формы, созданные хореографом в 1880-1890-х гг и ставшие истинными жемчужинами роскошных придворных балетов!




Итак, 1900-е… Русский балет продолжает триумфальное шествие и тщательно охраняет неприступную крепость своих традиций…

И тут в Россию приезжает она… Свободолюбивая и неистовая Айседора, дерзнувшая подорвать устои незыблемой классики!

Дягилев, Бенуа, Бакст, Фокин, Павлова - все герои будущих ‘Русских Сезонов’ в Париже имели счастье присутствовать на первых выступлениях Айседоры Дункан в 1904 г. и это перевернуло их мир...



А 5 лет спустя, наш русский 'Людовик XIV' - Сергей Дягилев задумал вернуть балетный триумф Парижу! Вот так 2 страны и 2 балетных истории объединились🥂


Продолжение следует...

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page