АЛЕКСАНДР БЕНУА И ЕГО ПУТЬ В МИР БАЛЕТА.
Александр Николаевич Бенуа - душа компании, еще за 20 лет до начала грандиозной балетной эпопеи оъединивший в своём уютом доме молодых и авантюрных творцов, составивших впоследствии художественно - интеллектуальное ядро ‘Русских Сезонов’ в Париже.
Авторитетный лидер, чьим тонким вкусом, незаурядным умом и богатейшей эрудицией восхищались, и к чьему мнению неизменно прислушивались все до единого участники этого творчески-заряженного кружка, включая своевольного Серёжу Дягилева - вечного друга и соперника нашего героя…
И, наконец, разносторонне-одарённый художник, верный служитель красоты, с самого детства грезивший творить свой собственный ‘мир искусства’, а в самых смелых мечтах - срежиссировать прекрасный и поэтичный ‘театр всей жизни’.
Какую же роль сыграл Бенуа
в рождении ‘Русских Сезонов’?
⠀
История не раскрывает всех деталей... Однако верно одно... Если Дягилев был бурлящей энергией и вечным двигателем амбициозного проекта, то Александра Николаевича Бенуа можно с уверенностью назвать его стержнем, мыслителем и отчасти идейным вдохновителем... По крайней мере на первых порах! Но обо всём по порядку…
⠀
Каким же был путь Бенуа на поприще балетного искусства?
Определённо авантюрным, мечтательным и вдохновлённым!
Он с детства обожал театр. Еще в самом нежном возрасте его воображение увлёк красочный мир масленичных балаганчиков и их балагуров-героев: Арлекина, Пьеро и Коломбины…
Он с юности страстно увлёкся балетом. И здесь ключевую роль сыграла постановка роскошной ‘Спящей красавицы’ на великую музыку П. И. Чайковского, которая стала истинным наваждением восторженного фантазёра Шуры Бенуа… И вот тут и зародились первые мечты - сотворить и художественно осмыслить свой собственный романтический балет!
Главное, чтобы была мечта, а шанс её осуществить непременно возникнет!
Так, в 31 год за компанию с Дягилевым Бенуа попадает в орбиту Императорских театров и приступает к долгожданным постановкам, одной из которых будет суждено украсить впоследствии первый балетный сезон в Париже!
Итак, мы поднимаем занавес и приглашаем вас в сказку!
'ПАВИЛЬОН АРМИДЫ'. РОЖДЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКОЙ МЕЧТЫ.
Открывающим балетом ‘Русских Сезонов’ 1909 г. стала романтическая фантазия ‘Павильон Армиды’, созданная вдохновлённой компанией энтузиастов: художником Александром Бенуа, которому принадлежала сама идея и образное осмысление, композитором Николаем Черепниным, который смог сотворить идеальное музыкальное оформление, и, наконец, талантливым хореографом Михаилом Фокиным, который сумел в абстрактную задумку вдохнуть жизнь!
Однако началось всё задолго до этого - в 1900-м году…
Приглашенный художник Императорских театров Александр Бенуа обретает шанс воплотить давнюю мечту - создать собственный балет на ту тему, которая больше всего греет душу…
Он решает отправиться в путешествие в свою любимую галантную эпоху и сотворить грандиозный балет, способный конкурировать с выдающимися балетными феериями прошлого!
Именно в этот момент в руки Бенуа попадает рассказ Теофиля Готье ’Омфала’ и наш творец понимает - это и есть идеальный сюжет!
Мистическая сказка о том, как юный виконт, спасаясь от грозы, попадает в таинственный замок, где видит заколдованный гобелен с изображением дивной красавицы Армиды, что на его влюблённых глазах оживает и заволакивает романтического героя в свой чарующий мир!
Горящий своим замыслом Бенуа приглашает Черепнина, с которым они вместе рождают образ! Однако, новоиспечённые либретто и партитура положены на полку и оставлены пылиться на несколько лет… До тех пор, пока в дело не вступает Фокин!
Итак, 25 ноября 1907 г. на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета ‘Павильон Армиды’ в роскошных декорациях Бенуа и в модернизированной версии Фокина. Драматический накал, невероятные сценические эффекты и феерия красочных костюмов в стиле Людовика XIV поражали воображение!
Это был истинный триумф и поворотный момент в истории ‘Русских Сезонов’ - ведь именно этот балет стал символом единения эстетики ‘Мира искусства’ и виртуозного мастерства самых многообещающих танцовщиков: Павловой, Карсавиной, самого Фокина и парящего Нижинского!
Ну а изумлённый Дягилев тем же вечером воскликнул: ‘Это должна увидеть Европа’!
И она увидела… В театре Chatelet, 1,5 года спустя…
Comments