19 мая 1909 г. в парижском театре ‘Chatlet’ состоялись премьерные спектакли первых ‘Русских Сезонов’ Сергея Дягилева.
То, что в тот вечер увидел Париж - невозможно описать словами, ибо это было волшебное слияние и абсолютный триумф театрального, декоративно-художественного, музыкального и балетного искусства!
'Я никогда не мог и мечтать о миметическом искусстве, которое было бы столь прекрасным, столь утонченным, столь превосходящим любой театр...Эти женщины (Павлова, Карсавина, Рубинштейн) и эти мужчины, скорее юноши, Нижинский и еще несколько, кажется, явились из другого, более возвышенного и прекрасного мира, они словно ожившие юные боги и богини... Здесь в самом деле рождается новое искусство...'
Граф Гарри Кесслер
Жемчужинами первого сезона стали романтическая мистерия ‘Павильон Армиды’ в изысканном оформлении Александра Бенуа, яркая и экзотическая ‘Клеопатра’ - первый зарубежный триумф декоративного искусства Леона Бакста, а также воздушная хореографическая абстракция 'Сильфиды' - вариация на тему самого знаменитого балета эпохи романтизма и опера ‘Князь Игорь’- да, да, самые первые сезоны включали в себя также и оперные постановки, а к их оформлению были привлечены Константин Коровин, а позднее и Николай Рерих.
Так началась история, перевернувшая театральный и художественный мир Европы и открывшая ей в изобилии не только русскую культуру, но и легендарные имена русских артистов, музыкантов, художников: Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Фёдора Шаляпина, Иды Рубинштейн, Игоря Стравинского и, конечно, Леона Бакста - чуть ли ни главной звезды первых сезонов, оказавшего мощнейшее влияние на искусство и моду того времени.
И сегодня мы хотим вам представить творческий тандем, без которого этот великий миф начала XX века просто не смог бы претвориться в жизнь!
Итак, друзья, знакомьтесь и восхищайтесь!
ГЕНИАЛЬНЫЙ ИМПРЕСАРИО И ВЕЛИЧАЙШИЙ ШОУМЕН, СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ!
‘Дьявол во плоти - вот кто такой Дягилев’
Жан Кокто
‘Серж Дягилев - человек страшный и обворожительный, он умел заставить плясать даже камни’
Клод Дебюсси
‘Это чудище, этот священный монстр, этот русский принц, которого жизнь устраивала, только если в ней происходили чудеса.’
Жан Кокто
‘Дягилев - это Людовик XIV’.
Анри Матисс
‘Невозможно понять, что он за человек, он очаровывает и сводит с ума одновременно, словно змея, он ускользает из рук - в сущности, его волнует только он сам и то, чем он занимается’.
Анри Матисс
‘Мы должны совершить прорыв, мы обязаны удивлять и не бояться этого!' - вот таким был творческий и жизненный (что в общем-то неразделимо) девиз Сергея Дягилева, и одним из таких удивительных прорывов, который он отыскал и открыл не только французской публике, но и восторженным зрителям во всем мире, стал легендарный Вацлав Нижинский.
МИФИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ ВАЦЛАВА НИЖИНСКОГО
‘Внешне сам Нижинский походил на фавна - дикое создание, попавшее в ловушку, расставленную чуждым ему обществом. Когда к нему обращались, он поворачивал голову, словно украдкой, и выглядел при этом так, будто мог внезапно ударить вас в живот. Он передвигался на подушечках пальцев, и его нервная энергия находила выход в беспокойных движениях.’
Лидия Соколова
’Нижинский и в самом деле порхает как бабочка, но всегда полный величавой мужественности и юной красоты. Балерины, не менее прекрасные, чем он, рядом с ним бледнеют. Публика неистовствует.’
Граф Гарри Кесслер
‘Всем своим телом артист выражает то, чего хочет его дух’
Огюст Роден
Его с уверенностью можно назвать первым танцовщиком современного танца и смелым реформатором балета XX века.
Вацлав Нижинский - человек-легенда, почти мифический персонаж, сотворённый магом Сергеем Дягилевым и тщательно оберегаемый им от глаз широких масс!
Нижинский был тем волшебным бриллиантом ‘Русских Сезонов’, увидеть который воочию было суждено лишь самым привилегированным, а остальным оставалось довольствоваться лишь слухами, пересказами и легендами о невероятном артистизме и виртуозном мастерстве этого новорождённого гения танца XX столетия.
Его судьба была яркой, искромётной и трагичной! Став настоящей сенсацией первых балетных сезонов Сергея Дягилева, и, услышав восторженные овации не только всей Европы, но и целого мира, в 1913 г. своенравный Вацлав Нижинский оставляет Дягилева (или скорее наоборот обиженный Дягилев расстаётся со своим протеже) и пускается в свободное плавание. Однако после нескольких лет тщетных попыток, он так и не смог вновь взобраться на вершину, после чего полностью потерял себя…
Последние 30 лет своей жизни великий когда-то Вацлав Нижинский провёл в различных психиатрических клиниках Европы.
Однако его первые звёздные роли и культовые образы раба из ‘Шехеразады’, ‘Призрака розы’, ‘Петрушки’ и, конечно же, фантастического фавна навсегда закрепили за ним славу божества и сделали Нижинского главным кумиром всех самых выдающихся танцовщиков XX и XXI столетия.
Его дарование и личность остаются загадкой и по сей день, его жизни и судьбе посвящено множество балетов и спектаклей, а его легендарные роли танцевали самые лучшие, включая виртуозных Нуриева и Барышникова, и каждый из них по-своему пытался прикоснуться к великому и мифическому гению Вацлава Нижинского.
Comments