top of page
  • Фото автораXXYZ Team

СКЕТЧИ. АНРИ ДЕ ТУЛУЗ - ЛОТРЕК В МУЛЕН РУЖ, ДУЭЛЬ ИЗ-ЗА ВАН ГОГА И ДРУЖБА С МОРИСОМ ГИЛБЕРТОМ

Обновлено: 14 нояб. 2020 г.


'Мне нельзя по утрам нежиться в постели, иначе — крышка!'



Где же еще можно стремительно занырнуть в атмосферу La Belle Epoque и прочувствовать весь шарм танцующего, веселящегося и искрящегося яркими огнями Парижа, как не на картинах виртуоза иронии, юмора и острых характеров Анри де Тулуз-Лотрека - совершенно потрясающего художника, каждая картина которого - это невероятное слияние точных и на редкость характерных и ‘саркастичных’ линий, совершенно особого фантастического колорита и бурлящей энергетики ночного города и характеров населяющих его колоритных персонажей всех мастей!




ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ.


'Когда я рисую, мой карандаш так и бежит, и ему надо дать волю, иначе — бах! — и всё кончено'.


Став карликом вследствие детской травмы, Тулуз-Лотрек не мог рассчитывать на то, чтобы войти в мир парижской аристократии - сословие, к которому он принадлежал по рождению. Будучи отвергнутым высшим обществом, он обретает свой собственный мир в переулках Монмартра и многочисленных варьете и кафе-шантанах, где находит близкое и приятное ему общество - таких же отвергнутых, как и он, персонажей, которые становятся главными героями его картин! И в каждом из них он умеет углядеть тонкую и, порой, очень ранимую душу за яркой и кричащей внешней мишурой. А сам же он приправляет свой необычный облик отличным чувством юмора и изрядной долей самоиронии!




ЗА СТОЛИКОМ В МУЛЕН РУЖ


'Профессиональная натурщица всегда похожа на чучело совы, а эти девушки живые'


Joie de vivre - радость жизни, захватившая Париж на рубеже веков, когда рушились социальные барьеры, росли капиталы, а в элегантных залах мировой столицы царили безудержное веселье и атмосфера фривольности и легкомыслия. Художники и буржуа, аристократы и артисты, гадалки и анархисты - разношерстная парижская публика пропадала в городских кафе-шантанах, бродячих цирках, кабаре и мюзик-холлах, создавая шумную ночную атмосферу праздника и всеобщей эйфории.


Главным местом сосредоточения всей этой бурлящей толпы в последнее десятилетие 19 века стал Мулен Руж - знаменитое кабаре, открывшееся в конце 1889 года на Монмартре. Огромный танцевальный зал с зеркалами и галереями, украшенными по последнему слову моды, гигантский деревянный слон в саду кабаре, вертящаяся красная мельница на крыше, давшая название заведению и ставшая одним из символов Парижа - буквально за несколько недель после открытия кабаре стало мировой сенсацией!



Славу Мулен Руж принесли лихие танцовщицы и танцовщики канкана и его звёзды, вошедшие в историю La belle Èpoque: Ла Гулю - ‘Обжора’, дерзкая и страстная королева Монмартра, Джейн Авриль - в отличие от жизнерадостной и полноватой простушки Ла Гулю Джейн предпочитала оставаться чрезвычайно худой и таинственной, Нини Пат-ан-л’Эр - Нини ‘Ножки-в-воздухе’, позже открывшая свою школу канкана, мадемуазель Ша-Ю-Као - клоунесса и близкий друг Анри де Тулуз-Лотрека, Иветта Гильбер - певица, подлинная легенда и кавалер ордена Почетного легиона и, конечно, Валентин Бескостный, называвший себя Л’Ом де Кадриль- ни много, ни мало ‘Мужчина-Кадриль’.



И нам невероятно повезло, что талантливый и остроглазый Анри де Тулуз-Лотрек стал завсегдатаем заведения, свидетелем и одним из мифотворцев лучшего периода кабаре. 17 картин он посвятил Мулен Руж и его знаковым персонажам, а благодаря его афишам и кабаре, и его звезды вошли в историю искусства - кстати, об этом мы красочно (а как еще!) рассказываем в 11-м эпизоде нашего онлайн-курса ’12 ступеней к искусству ХХ века’.




ЗАВСЕГДАТАЙ ПАРИЖСКИХ БОРДЕЛЕЙ


'Бордель? Ну и что? Я нигде не чувствую себя более уютно.'



Что это, ребус, документальный снимок или ирония?

Предположительно, фото было сделано фотографом - любителем Морисом Гилбертом в середине 1890х в студии уже широко известного в то время Анри де Тулуз-Лотрека.


Он стоит, положив руки в карманы, перед своей работой 'В салоне на улице Мулен', которая доминирует в кадре. Однако все внимание зрителя отдано обнаженной женщине слева. Кто она? Натурщица? Ночная дива? Почему она здесь? С одной стороны, такое присутствие в кадре не ново - фотографы повсеместно снимали художников за работой и позирующих им моделей. Однако здесь иной случай.



Так что же хотел сказать Гилберт в этой работе? Почему она так притягивает зрителя? На наш взгляд, Лотрек доверил своему другу запечатлеть его трогательный и ироничный диалог с обнаженной ночной жрицей. Это очень интимный образ гения la Belle Epoque, раскрывающий характер художника, его ироничное отношение к себе и трепетное отношение к своей 'семье', живущей в Мулен Руж.




О ЗНАМЕНИТОМ ШАМПАНСКОМ И ОДНОЙ ОТЛИЧНОЙ ДРУЖБЕ.


'Тому, кто говорит, что ему наплевать, на самом деле совсем не наплевать, потому что тот, кому действительно наплевать, об этом просто не говорит'.


Морис Гилберт не был профессионалом, его основной род деятельности был связан с домом Moët & Chandon, представителем которого он являлся. Однако фотография была его серьезным увлечением, особенно после встречи с Анри де Тулуз-Лотреком, когда он фактически становится его 'фотографом-биографом'.

Их дружба была очень крепкой, в письмах своей матери Лотрек назвал Мориса верным другом. Он даже становится героем 6 картин и 25 рисунков художника, в числе которых картина 'Никчемные'. Тут Гилберт изображен таким, каким он был на самом деле для Лотрека: партнером по выпивке, другом, который хорошо переносит алкоголь и сопровождающим художника в его ночных выходах в закрытые богемные заведения Парижа.



Кроме того креативный тандем Мориса Гилберта и де Тулуза-Лотрека подарил нам очень эксцентричную фотосессию художника. До нас дошли только 4 кадра. По задумке фотографа Лотрек одевался в самые безумные одежды и принимал различные образы. То он 'Женщина' в знаменитой шляпе с боа, принадлежащей Джейн Аврил, то он 'Самурай' в традиционном японском кимоно с куклой в руках, то грустный 'Пьерро'...



На первый взгляд эти дурачества не имеют никакого смысла, однако, это далеко не так. Лотрек всегда позирует, осознавая, что его фотографируют, он помещает себя в кадр, не пытаясь скрыть свои недостатки, а наоборот подчеркнуть их. Эта самоирония - вечный двигатель художника и его искусный отвлекающий маневр - он смеется над собой и в то же время дает зрителю возможность посмеяться над чем-то, что на самом деле не имеет ничего общего с его физическими недостатками.




ИСТОРИЯ НЕСОСТОЯВШЕЙСЯ ДУЭЛИ.


'Я отнюдь не возрождаю французское искусство, я сражаюсь с несчастным листом бумаги, который не причинил мне никакого зла и на котором, уверяю вас, у меня не получается ничего хорошего.'


В январе 1890 года на открытии ежегодной выставки ‘Общества Двадцати’ в Брюсселе произошел скандал, в котором среди прочих приняли участие Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог и Поль Синьяк.



Лотрек получил приглашение на выставку 1890 года и отправился в Бельгию со своим приятелем по ‘Мулен Руж’ Морисом Гилбертом, представителем фирмы шампанских вин Moët & Chandon (об этой парочке читайте выше).

В выставке приняли участие также картины Ренуара, Синьяка, Редона, Сислея и даже Сезанна. Были на этой выставке и работы друга Лотрека - Винсента Ван Гога.


На стенах музея, где проходила выставка, шесть картин Ван Гога прозвучали как победоносные фанфары. Лотрек не мог насмотреться на его ‘Подсолнухи’, на ‘Плющ’ и ‘Красные виноградники’, на ‘Пшеничное поле при восходе солнца’ и ‘Фруктовый сад в цвету’.


Однако картины Ван Гога отнюдь не вызвали всеобщего восторга. 18 января, в день открытия выставки, состоялся банкет, на котором присутствовали все члены Les XX , а также Лотрек и Синьяк. Накануне бельгийский художник Анри де Гру, тщедушный человек, ростом не выше Лотрека, вечно закутанный в широкий зеленоватый плащ (за что его прозвали ‘Колоколом’), объявил, что он снимет свои картины, если из зала не уберут ‘отвратительную мазню’ Ван Гога.



Во время банкета он еще раз громогласно оскорбил Ван Гога, назвав его ‘невеждой’ и ‘шарлатаном’. Тогда Лотрек, несмотря на свою ненависть к скандалам, вскочил с места и, размахивая своими короткими ручками, закричал, что ‘это возмутительно — оскорблять такого великого художника’.

Де Гру стоял на своем. Дело дошло до того, что Лотрек и де Гру, под общий гвалт, выбрали секундантов. Тогда Синьяк, перекрывая шум голосов, вдруг заявил ледяным тоном, что, если случится несчастье и Лотрек будет убит, он ‘сам продолжит дуэль’.

Дело принимало трагический оборот. Тем более что все прекрасно понимали, как жалко и как смешно будет выглядеть дуэль между этими двумя карликами - Колоколом и Лотреком! ⠀


В результате переговоров Де Гру вышел из Les XX, а некоторое время спустя одно из полотен Ван Гога -‘Красные виноградники’ - было куплено с выставки бельгийской художницей, членом Les XX Анной Бош (дочерью одного из владельцев фирмы Villeroy & Boch) и стало самым дорогим произведением, проданным при жизни Винсента. А позже картина была перекуплена российским меценатом Иваном Морозовым (кстати, по совету Валентина Серова) и сейчас её можно рассмотреть во всем своём блеске в Пушкинском музее, а наш XXYZ Practicum поможет вам чуть глубже познакомиться с этой великолепной картиной.

Ну а пока шла выставка в 1890 году Анри де Тулуз-Лотрек изучал Брюссель, глазел на женщин, но они — по его словам, рубенсовские модели во плоти — не нравились ему, и он морщился, утверждая, что они все какие-то ‘обрюзгшие’. А вот погреб адвоката Эдмона Пикара, чей портрет он нарисовал, привел его в восторг, и Лотрек изрядно выпил там превосходного бургундского.


Наш рассказ основан на версии Анри Перрюшо, чьи книги мы с удовольствием советуем в наших XXYZ Assistant. Не пропустите!




А НЕ ОСВОИТЬ ЛИ ПРОФЕССИЮ БАРМЕНА!


'Я попытался сделать то, что верно и не идеально'.


В ходе подготовки нашего курса мы выяснили, чем развлекались художники в свободное от работы время. Анри де Тулуз-Лотрек, например, любил помиксовать алкогольные напитки и придумал коктейль ‘Землетрясение’. Повторять не рекомендуем, название говорит само за себя!


* Если вам было интересно, то не забудьте поставить ♥️ и поделиться нашей статьей с друзьями! Нам будет очень приятно!



With love

XXYZ Team

132 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page