top of page
  • join

ОГЮСТ РОДЕН. ПРО ЛЮБОВЬ ДВУХ ЖЕНЩИН, ДРУЖБУ С КЛОДОМ МОНЕ И ВДОХНОВЕНИЕ ТАНЦЕМ НИЖИНСКОГО.

Обновлено: 3 нояб. 2020 г.


ПРЕДАННОСТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ. РОДЕН И РОЗА БЕРЕ.


'Моя дорогая Роза, я только теперь понимаю, какой бесценный подарок послал мне Господь, сделав так, что ты всегда оставалась со мной. Я хочу, чтобы твое великодушное сердце знало об этом’- именно такие слова напишет Роден на склоне лет своей верной спутнице жизни Розе Бере.


Они познакомились еще в юности, когда Розе было 19, Родену чуть за 20. Роден заметил ее в толпе и как истинный художник был восхищен ее подлинной простонародной красотой.

Она согласилась позировать, став возлюбленной и первой музой художника для пленяющих очарованием юности ранних творений: ‘Девушка с розой на шляпе’, ‘Миньон’ и других...

Пережив с Роденом самые сложные годы - период войны и скитаний в поисках работы, длительного непризнания и нищеты, она была настоящей опорой и самоотверженно поддерживала благополучие в их доме. Нередко именно Роза спасала семью от полного краха и неизбежного голода - обладая практичным умом, твердой волей и упертым характером, она всегда находила работу (швеи, поломойки, кого угодно...), умудряясь экономить и откладывать, чтобы в самые темные времена держаться на плаву. Она всегда была рядом и, невзирая ни на что, неустанно ждала художника дома.



Для Родена именно Роза и была настоящим домом - тем самым домом, в который всегда можно вернуться после долгих странствий, творческих метаний и необузданных страстей. Ожидание было долгим - длиною в саму жизнь, но все же не напрасным! В 1917 году художник женился на Розе Бере, а через две недели она умерла. Через несколько месяцев не стало и самого Родена...


ВЕЧНЫЙ ИДОЛ. РОДЕН И КАМИЛЛА КЛОДЕЛЬ


‘Для Родена она стала женщиной, которую он давно ждал и которой он мог открыть свою душу. Его поражала ее культура, ее молодость вдохновляла, ее талант восхищал’ - так описывали современники отношение Родена к Камилле Клодель.


Она появилась в мастерской уже зрелого художника и проникла в его жизнь в тот самый момент, когда была больше всего ему нужна... и задержалась на 15 лет!

Они питали друга друга творчески, рождая совместные идеи и двигаясь одним путем. Камилла была опорой для всех его знаковых проектов (Врата ада, Граждане Кале, памятник Бальзаку и др.) и стала музой и мощнейшим вдохновением для череды творений о любви...


* На фото 'Вечный идол' - загадочный снимок, созданный французским фотографом Пьером Валле в 1988 г. в музее Родена.

То был самый яркий и плодотворный, самый счастливый и одновременно несчастный период в жизни Родена, как всегда и бывает, когда испытываешь настоящую страсть.

Мир их отношений сродни миру художника в целом: взлеты и падения, невероятный подъем и полное отчаяние, стремление к абсолютной гармонии и окончательное крушение всех надежд!

Для одного их роман стал истинным откровением, позволившим найти свой путь и последовать только вверх - к славе и признанию, для другой же стремительным падением в бездну с высоты их совместного полета. Не дождавшись счастливого исхода в отношениях, Камилла расстается с Роденом и теряет себя... И вместе со способностью творить, утрачивает рассудок и желание жить.

Лебединой песней и настоящим гимном их любви стал ‘Поцелуй’ - посвящение возлюбленной Камилле, в котором мастер изображает себя молодым и сильным, порывистым и полным жизни влюбленным - именно таким, каким он чувствовал себя рядом с ней.



ПРО ДРУЖБУ И ГОТИЧЕСКИЕ СОБОРЫ. РОДЕН И КЛОД МОНЕ


‘Он помог мне понять свет,... море и соборы’ - вспоминал Огюст Роден о своем добром друге и сподвижнике Клоде Моне.


Моне и Роден - два столпа, два монолита, оба рьяных реформатора французского искусства 19 столетия: один живописи, другой скульптуры, - сохраняли дружеские отношения на протяжении жизни, порой, подшучивая, иронизируя, ревнуя, но неизменно питая глубокое уважение к творчеству друг друга.

Будучи одного возраста (с разницей всего лишь в два дня) и схожей внешности (два седобородых ‘патриарха’), обладая одинаково стальной волей, упертым нравом и неутомимым трудолюбием, они делили вместе с тем и взгляды на искусство.

Родена часто называют 'импрессионистом в скульптуре' и неспроста. Особая роль света, мгновенного движения, сложного ракурса, намеренная незавершенность и будто бы туманность в очертаниях его творений уж очень сильно напоминают живописные эксперименты его соратников - импрессионистов. Но там, где у импрессионистов мимолетное впечатление, готовое испариться в то же мгновение, у Родена - ‘мысль’, застывшая в вечности.



* На фото 'Собор' Родена (сакральное сплетение рук) - образ, созданный под впечатлением от великого готического Собора в Реймсе и в ответ на серию ‘Руанских Соборов’ Клода Моне.




ВДОХНОВЕНИЕ ТАНЦЕМ. ГРАФИКА РОДЕНА


Наверно, никогда до того пластические искусства не приближались настолько к искусству танца, как в творчестве Родена. И это вполне обосновано, ведь для скульптора важнее всего было уловить, зафиксировать и максимально убедительно передать движение человеческого тела. А где еще можно наблюдать чудесные пластические метаморфозы человеческой фигуры, как не на выступлении балетной труппы или заезжего танцора? Тем более, что балет начала XX века, сродни искусству Родена, настолько самоотверженно стремился к свободе танцевального языка и образной интерпретации, что в итоге решительно сбросил сковывающие его ‘наряды’ классических эпох.



РОДЕН И ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ



На рубеже веков Родена все больше увлекает тема танца. Этому способствовали разные обстоятельства: обилие экзотических гастролеров, захвативших Париж в начале века, не ускользнувших и от любознательного взгляда скульптора, знакомство и последующая дружба с Айседорой Дункан, которая, пребывая в искреннем восхищении гением мастера, охотно позировала Родену даже для самых откровенных его творений...Ну и, конечно же, нашумевшие 'Дягилевские сезоны' 1910-х во главе с блистающим Нижинским, чья удивительная техника и новаторская хореография вдохновили Огюста Родена настолько, что он, сам того не желая, даже ввязался в скандал и вызвал шквал неодобрения, отдав свой голос в защиту эпатажной постановки ‘Послеполуденный отдых фавна’, буквально расколовшей Париж на два лагеря. И хотя в этой истории он участвовал весьма неохотно, но шанса увековечить образ Нижинского он все же не упустил.


* Если вам понравилась наша статья, то не забудьте поставить ♥️ и поделиться с друзьями. Нам будет очень приятно!

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page