top of page

'УДАР БИЧА' ВИКТОРА ОРТА

Обновлено: 9 дек. 2020 г.

В 16 лет в качестве наказания отец 'выслал' молодого отпрыска, нежелающего учиться в музыкальной академии, на стройку, что послужило началом карьеры одного из самых инновационных архитекторов ХХ века - Виктора Орта.



В 1888 году, после вступления в масонскую ложу 'Les Amis Philanthropes', Виктор встречает своего самого важного клиента - профессора Брюссельского университета Эмиля Тасселя - и получает заказ на постройку его частного дома, в последствии самого первого в мире архитектурного воплощения стиля Ар Нуво. Задача оказалась непростой, ведь здание необходимо было 'вписать' в небольшой 7-ми метровый проем между двумя соседними домами. В итоге на улице Турин возникает изящная архитектурная композиция, которая буквально сведет с ума весь Брюссель.



'Я спрашивал себя, почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники?' - размышлял Орта и не отказывает себе в свободном полете фантазии. Он создает смелый симбиоз различных видов камня, дерева и стекла, вписывает уникальные кованые конструкции в интерьер дома, преобразуя их в изящные арт объекты, создающие обилие естественного света. Виктор был первым, кто применил такое сочетание материалов для строительства частного дома. '...дерево не может выразить живое, нервное движение, которое я стараюсь воплотить в металле, - говорил он - дерево расположено к полным формам, которые дают возможность показать его структуру. Соединяясь, эти формы создают неповторимую гармонию’. Журналисты писали: '... Мягкость дерева, прочность камня и изящество линий металлических конструкций он мог объединить в одно целое. Дерево и камень порой утрачивали свойственные им особенности, становились пластичными, зыбкими, текучими. Металлическим конструкциям, подобно живым существам, также сообщалось 'движение'. Ажурные плетения металлических решеток органично сочетались с поверхностью стен, оконных проемов, балконов и эркеров...'



Свет проникал повсюду, лестничная площадка превратилась в освещенный центр жилого помещения, комнаты особняка были буквально залиты светом. Металл становится живым организмом, приобретающим форму цветов, травы, струи воды. Уникальные переплетения струятся на пол, где перетекают в мраморный узор, стремящийся линиями к стенам, вырастая на них в виде прекрасных растений. Гармония, красота и изящество природы, воплощенное в архитектуре. Особняк Тасселя становится уникальным 'домом-портретом', который полностью соответствует своему владельцу, как скроенный по фигуре костюм. Здесь Орта впервые применяет свой ‘фирменным знак' - изогнутую линию, названную журналистами 'удар бича’ - выражение напряженного духа времени. В последствии образец графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля ар нуво.



В особняке Тасселя Орта впервые применяет свой ‘фирменным знак' - изогнутую линию, названную журналистами 'удар бича’ - выражение напряженного духа времени. В последствии образец графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля ар нуво. В 1898 году известный критик и искусствовед Л. Хевеши писал об этом доме: 'Сейчас в Брюсселе живет самый вдохновленный из современных архитекторов Виктор Орта. Его известности ровно шесть лет, она началась со строительства дома господина Тасселя на улице Турин. Это один из первых известных современных домов, который так же подходит его владельцу, как безупречно скроенное платье. Дом очень прост и логичен. В нем ни малейшего подражания какому либо историческому стилю. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием...'

142 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page