top of page
  • join

АРХИТЕКТУРА ВЕНСКОГО ЮГЕНДШТИЛЯ. ОТТО ВАГНЕР VS АДОЛЬФ ЛООС

Сегодня мы хотим отправиться в путешествие в Вену начала XX столетия и встретить двух абсолютно культовых персонажей, которым прекрасная Вена отчасти и обязана своим одновременно нарядным и строгим стилем. Речь пойдёт о двух выдающихся архитекторах - антагонистах: виртуозном творце золотистого Югендштиля Отто Вагнере и рафинированном скептике, пропагандировавшем упорядоченность и строгость в архитектуре и дизайне: Адольфе Лоосе.



ОТТО ВАГНЕР И 'СТИЛЬ МЕТРО'



Помните, мы вам уже рассказывали о парижском ‘Стиле метро’ Гектора Гимара?

Так вот, сегодня мы хотим продолжить тему и рассказать о венском ‘Стиле Метро’ и его создателе - потрясающем архитекторе австрийского варианта стиля модерн Отто Вагнере.


Набравшийся опыта и сформировавший весомое профессиональное портфолио во время масштабной перестройки Вены в сер. XIX столетия (да, да в Вене, как и в Париже, тоже такая была) к 1890-м гг. Отто Вагнер - уже заслуженный архитектор, занимающий пост Президента Академии Архитектуры и управляющий своим ‘небольшим’ архитектурным бюро - человек на 70, где, кстати, также работали уже знакомые нам творцы - Йозеф Ольбрих и Йозеф Хоффман. Вот почему, когда венские власти задумали строительство городской железной дороги, особых сомнений, к кому с этим проектом обратиться, у них не возникло!

Так, в 1894 г. Отто Вагнер и его dream team берутся за дело и за 6 лет интенсивной работы украшают Вену несколькими линиями метро в совершенно уникальном стиле! Они продумывают всё до мелочей, начиная от дизайна ограждений, мостов и перронов и заканчивая разработкой входных павильонов, уникальное оформление которых на сочетании декоративной металлической конструкции цвета жухлой травы, белого мрамора и линеарного позолоченного орнамента с вкраплением цветов солнца - подсолнухов стало образцовым для венского Югендштиля.



До наших дней дожили лишь 2 линии оформленного Вагнером метро (U4 и U6) и 3 вида повседневных и парадных павильонов, о которых мы вам сейчас с удовольствием и расскажем...



HOFPAVILION HIETZING

Schönbrunner Schloßstraße


Hofpavilion Hietzing - самый торжественный павильон, построенный Вагнером специально для королевской семьи, в котором архитектор развернулся по полной! Помимо впечатляющей фасадной части, там вы найдёте потрясающие интерьеры с изысканной деревянной отделкой, декоративным орнаментом и витражами, в которых буквально каждая деталь, вплоть до дизайна дверных ручек, светильников и ковров исполнена по рисункам самого Отто Вагнера. И пускай император Франц Иосиф воспользовался своим частным залом ожидания лишь дважды, зато нам с вами остался невероятный по красоте образец стиля Вагнера, в котором в наши дни расположился филиал музея Вены - так что берите на заметку!





KARLSPLATZ PAVILIONS

Karlsplatz 1040, Vienna


Павильоны 'Karlsplatz' - самые солнечные и нарядные, на наш взгляд, здания, которые встречают вас в самом центре ‘Старого города’ и сразу задают праздничный тон путешествию, украдкой напоминая о том, что Вена - столица искусств, прекрасной музыки и шумных балов, а значит, и торжества жизни, о чем нам с вами и намекают ряды флоральных мотивов и золотистых подсолнухов на фасадах этих самых чудесных павильонов. И самое замечательное в том, что здесь также сохранились аутентичные интерьеры с очень стильным авторским орнаментом в виде динамичных позолоченных линий, обрамляющих старинные часы, которые можно увидеть, посетив расположившийся в одном из павильонов филиал Музея Вены (еще один) - правда, сделать это удастся исключительно в летние месяцы!



А вот, кстати, в павильоне - близнеце напротив очень удачно придомился ресторан, так что чашечка кофе после культурного досуга вам тоже обеспечена!




STADTPARK PAVILION

Stadtpark 1030, Vienna


Ну и, конечно, мы не можем обойти вниманием стандартный павильон, предназначенный для повседневного использования, которых в Вене сохранилось не так уж и много. Мы же, для примера, выбрали находящийся в центре ‘Stadtpark’, в котором вы обнаружите не только полностью аутентичное оформление как самого павильона и его интерьера, так и непосредственно перрона (а вот это в Вене уже редкость), но также сможете осознать и в полной мере прочувствовать, что продуманная функциональность и особая эстетика важна не только для королевской четы, но и для рядовых горожан! Ну что ж, спасибо Отто Вагнеру за это чувство!



Ну и маленький бонус! Если вы хотите украдкой заглянуть в мир самого архитектора и увидеть, как он жил и, какую атмосферу создавал для себя и своей семьи, то не пропустите следующий пункт нашего путешествия...


VILLA WAGNER I

Hüttelbergstraße 26


Первое жилище, построенное виртуозным Отто Вагнером для своей собственной семьи, в котором они прожили более 15 лет! В XX веке судьба этой вилы складывалась не просто, но несмотря на все перипетии и распри, она всегда сохраняла артистическое присутствие! Сейчас это Дом-музей её последнего обитателя Эрнста Фукса, в творчестве которого вы найдёте немало влияний Густава Климта, Эгона Шиле и даже Пабло Пикассо, ну а в самом доме - аутентичную витражную капеллу по дизайну её первого владельца!






ЭСТЕТСКИЙ СТИЛЬ И РАФИНИРОВАННАЯ АРХИТЕКТУРА АДОЛЬФА ЛООСА.


‘Каждый город имеет тех архитекторов, которых заслуживает’



‘В прежние эпохи сюртук находился в гармонии со шкафом. Оба предмета были украшены орнаментом, являли глазу одинаковое мастерство и мне оставалось только поразмышлять, кто же прав сегодня: современный строгий пиджак или современный шкаф с его старомодными узорами в стиле ренессанс, рококо или ампир… Я сделал выбор в пользу пиджака! Я заявил, что он прав. Я пришел к выводу, что не шкаф, а пиджак создан в духе нашего времени. На нём не было никаких узоров’



‘Место фантазийных форм минувших столетий, место махровой орнаментики ушедших эпох должна занять чистая конструкция. Прямые линии, прямоугольные кромки: так работает мастер, имеющий перед глазами только цель, а в своём распоряжении материал и инструмент’



‘Давайте примем в расчет, что благородный материал и хорошая работа не просто компенсируют отсутствие орнаментики, но стоят значительно дороже узоров. Благородный материал - это Чудо Господне. За ценную нитку жемчуга я готов отдать все художества Лалика и все украшения 'Венских мастерских’




Эти слова можно считать манифестом австрийского архитектора Адольфа Лооса, громко заявившего о себе в начале 1900-х гг. и выступившего ярым и крайне красноречивым оппозиционером разодетого в золотистые наряды стиля венского Сецессиона Отто Вагнера и Йозефа Ольбриха и цветуще-узорчатой орнаментики европейского Ар Нуво Гектора Гимара, Жуля Лавиротта или Виктора Орта.


Функционалист, прагматик и блестящий острослов, с потрясающей иронией описавший свои размышления в серии критических эссе, в начале XX в. Адольф Лоос решает сказать новое слово в архитектурной моде и представляет на суд венской публики свои рафинированные творения. Строгая геометрия форм, чёткость линий и естественная красота самых ценных природных материалов - вот главные составляющие творческого кредо провокационного архитектора, предвосхитившего тенденции модернистской архитектуры, а также эстетику грядущей эпохи Ар Деко.



LOOS BAR (AMERICAN BAR)

Kärntner Durchgang 10


'Плохая форма простительна, если мода на нее скоро пройдет. Но если халтура сработана на века, она неэстетична вдвойне’


С этой мыслью предлагаем вам сегодня заглянуть в наш любимый American Bar - первый коктейльный бар в Вене, открытый в 1908 г., и насладиться потрясающей атмосферой, сохранившейся по сей день, и невероятно эстетским пространством, созданным истинным денди, интеллектуалом и самым дерзким и бескомпромиссным архитектором Вены начала XX столетия!



Ну а мы, в свою очередь, желаем нам всем скорейших путешествий в Вену, по которой мы лично невероятно соскучились… И, наверно, именно поэтому сейчас мы стараемся не только рассказать историю, но и мечтательно придумываем план для спонтанного и атмосферного культурного уикэнда! 🥂


96 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Commentaires


Les commentaires ont été désactivés.
bottom of page